Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Ислам в Африке. В большинстве стран Черной Африки к югу от Сахары ислам также распространялся вдоль торговых путей по океанским маршрутам, которые вели на восточное побережье, где в 13 в. были основаны мусульманские торговые города-форпосты, и по караванным тропам, которые вели в Восточный и Центральный Судан, пояс саванн между Сахарой и тропическими дождевыми лесами. Африканские царства меняли рабов, золото и слоновую кость на соль, ткани и металлические изделия из Северной Африки. В 11 в. правители начали принимать ислам, чтобы упростить отношения с мусульманскими купцами. Распространение ислама в Африке было ускорено нападением Альморавидов, которые в 1076 захватили столицу империи Гана и оставались там несколько лет. Таким образом, ислам в этом регионе распространялся преимущественно из Северной Африки. Обращение в ислам правящих домов составило новую базу для экспансии, особенно из Западного Судана (совр. Мавритания, Мали, Сенегал) на восток. В больших городах на караванных путях, таких, как Валата, Тимбукту и Гао, складывались крупные мусульманские общины, открывались исламские школы права и теологии. В Восточном Судане (совр. Судан) ислам продвигался из Египта вверх по долине Нила. Однако на протяжении шести столетий продвижению ислама на юг препятствовали христианские царства Нубия, Мукурра и Альва. В результате распада этих царств в 1415 вв. их население было исламизировано. Препятствие было устранено, и это позволило исламу распространиться среди африканских язычников на западе и юге. Таким образом, на восточном побережье Африки и в Западном Судане ислам сыграл цивилизаторскую роль. В Восточном Судане он вытеснил предшествовавшую ему африканскую христианскую цивилизацию. С открытием португальцами морского пути вокруг Африки конечные пункты торговли рабами, слоновой костью и золотом переместились из Центральной Африки на западное побережье. На восточном побережье португальцы уничтожили мусульманские города-государства, стремясь монополизировать торговлю через Индийский океан. Однако торговые и культурные связи с исламским миром сохранились. Арабский язык по-прежнему использовался в качестве языка письменности, сохранились исламские религиозные братства, мусульманские писцы и законоведы. Ислам не процветал в этих регионах, но продолжал укреплять свои позиции. В 19 в. среди мусульман в Африке возникло несколько новых движений, среди них движение «одержимого муллы» Мухаммеда Ибн Абдуллы Хасана на восточном побережье; махдистское движение в Восточном Судане; и движение джихад Фулани в Центральном Судане. Различаясь в деталях, каждое из них претендовало на возрождение и реформирование ислама, пыталось искоренить в своем ареале языческие обряды и основать надплеменное единое государство; каждое смотрело на джихад как на орудие для достижения своих целей. Успех мусульман Индии, сумевших добиться образования отдельного государства, Пакистана, в 1947, был в известной мере ослаблен отсутствием согласия в том, как реализовать социальные и религиозные идеалы новой нации. Подобная ситуация сложилась и в Индонезии. В Северной Африке не утихают споры относительно желательности панарабской либо панисламистской ориентации. Мусульмане в современном мире. В большинстве своем мусульмане сунниты, однако население Ирана на 93% составляют шииты, а население Ирака наполовину шиитское, по большей части состоящее из сторонников шиитов-имамитов (двенадцатеричников). Общины шиитов-имамитов существуют также в Ливане, Сирии, Пакистане, Бангладеш и Индии. Последователи шиитов-семеричников представлены двумя общинами, на которые движение разделилось в 1094, численно преобладающих низаритов во главе с Ага-Ханом и мусталитов, центр которых находится в Бомбее. Семеричники живут главным образом в Индии, Пакистане, Бангладеш, Африке и Сирии. Шииты-зейдиты преобладают в Йемене.От хариджитов сохранилась секта ибадитов. Их общины существуют в Омане, на о.Занзибар, являющемся частью Танзании, и в Северной Африке. Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 11% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки. В Нигерии они составляют почти половину населения, мусульманские общины имеются в Эфиопии, Танзании, Кот-д 'Ивуаре, Камеруне и Буркина-Фасо. |
|