Вывести на печать

Ислам в Африке. В большинстве стран Черной Африки к югу от Сахары ислам также распространялся вдоль торговых путей – по океанским маршрутам, которые вели на восточное побережье, где в 13 в. были основаны мусульманские торговые города-форпосты, и по караванным тропам, которые вели в Восточный и Центральный Судан, пояс саванн между Сахарой и тропическими дождевыми лесами. Африканские царства меняли рабов, золото и слоновую кость на соль, ткани и металлические изделия из Северной Африки. В 11 в. правители начали принимать ислам, чтобы упростить отношения с мусульманскими купцами. Распространение ислама в Африке было ускорено нападением Альморавидов, которые в 1076 захватили столицу империи Гана и оставались там несколько лет. Таким образом, ислам в этом регионе распространялся преимущественно из Северной Африки.

Обращение в ислам правящих домов составило новую базу для экспансии, особенно из Западного Судана (совр. Мавритания, Мали, Сенегал) на восток. В больших городах на караванных путях, таких, как Валата, Тимбукту и Гао, складывались крупные мусульманские общины, открывались исламские школы права и теологии.

В Восточном Судане (совр. Судан) ислам продвигался из Египта вверх по долине Нила. Однако на протяжении шести столетий продвижению ислама на юг препятствовали христианские царства Нубия, Мукурра и Альва. В результате распада этих царств в 14–15 вв. их население было исламизировано. Препятствие было устранено, и это позволило исламу распространиться среди африканских язычников на западе и юге.

Таким образом, на восточном побережье Африки и в Западном Судане ислам сыграл цивилизаторскую роль. В Восточном Судане он вытеснил предшествовавшую ему африканскую христианскую цивилизацию.

С открытием португальцами морского пути вокруг Африки конечные пункты торговли рабами, слоновой костью и золотом переместились из Центральной Африки на западное побережье. На восточном побережье португальцы уничтожили мусульманские города-государства, стремясь монополизировать торговлю через Индийский океан.

Однако торговые и культурные связи с исламским миром сохранились. Арабский язык по-прежнему использовался в качестве языка письменности, сохранились исламские религиозные братства, мусульманские писцы и законоведы. Ислам не процветал в этих регионах, но продолжал укреплять свои позиции.

В 19 в. среди мусульман в Африке возникло несколько новых движений, среди них – движение «одержимого муллы» Мухаммеда Ибн Абдуллы Хасана на восточном побережье; махдистское движение в Восточном Судане; и движение джихад Фулани в Центральном Судане. Различаясь в деталях, каждое из них претендовало на возрождение и реформирование ислама, пыталось искоренить в своем ареале языческие обряды и основать надплеменное единое государство; каждое смотрело на джихад как на орудие для достижения своих целей.

ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ

Перед угрозой захвата азиатской и африканской торговли странами Запада мусульманские правители в 18–19 вв. либо поступались суверенитетом, сохранив свои титулы – как случилось в Индонезии, Индии и Северной Африке, – либо пытались натравить западных претендентов друг на друга – как это сделали правители Османской империи и Ирана. Между традиционной, освященной исламом культурой и наступавшими со всех сторон модернистскими тенденциями, исходившими из Европы и Америки, образовалась с течением времени все более углублявшаяся пропасть. Возникавшие трения и проблемы отдельные государства должны были решать самостоятельно, а отношения между исламскими странами зачастую были хуже, чем с государствами Европы. Турецкое общество к 20 в. сочло возможным отказаться от традиционной цивилизации (но не религии) и решительно встало на путь модернизации. Другие мусульманские общества посчитали этот путь неблагочестивым и не отвечающим идеалам общины.

Успех мусульман Индии, сумевших добиться образования отдельного государства, Пакистана, в 1947, был в известной мере ослаблен отсутствием согласия в том, как реализовать социальные и религиозные идеалы новой нации. Подобная ситуация сложилась и в Индонезии. В Северной Африке не утихают споры относительно желательности панарабской либо панисламистской ориентации.

Мусульмане в современном мире. В большинстве своем мусульмане – сунниты, однако население Ирана на 93% составляют шииты, а население Ирака наполовину шиитское, по большей части состоящее из сторонников шиитов-имамитов (двенадцатеричников). Общины шиитов-имамитов существуют также в Ливане, Сирии, Пакистане, Бангладеш и Индии. Последователи шиитов-семеричников представлены двумя общинами, на которые движение разделилось в 1094, – численно преобладающих низаритов во главе с Ага-Ханом и мусталитов, центр которых находится в Бомбее. Семеричники живут главным образом в Индии, Пакистане, Бангладеш, Африке и Сирии. Шииты-зейдиты преобладают в Йемене.

От хариджитов сохранилась секта ибадитов. Их общины существуют в Омане, на о.Занзибар, являющемся частью Танзании, и в Северной Африке.

Странами с почти стопроцентным мусульманским населением являются Афганистан, Алжир, Иран, Ливия, Мавритания, Марокко, Сомали, Турция и все государства Аравийского полуострова. К странам, в которых мусульмане составляют около или более 90%, относятся Египет, Гамбия, Гвинея, Индонезия, Ирак, Иордания, Нигер, Пакистан, Сенегал, Таджикистан и Тунис. В Азербайджане, Бангладеш, Туркменистане и Узбекистане 85% населения – мусульмане. Больше половины населения мусульмане составляют в Албании, Чаде, Казахстане, Киргизстане, Ливане, Малайзии, Мали, Судане и Сирии. Население Индии на 11% мусульманское, большое число мусульман проживает в России и Китае. Значительные мусульманские общины имеются в Боснии и Герцеговине, Македонии, Югославии и на Филиппинах. Многие мусульмане живут в различных странах Африки. В Нигерии они составляют почти половину населения, мусульманские общины имеются в Эфиопии, Танзании, Кот-д'Ивуаре, Камеруне и Буркина-Фасо.

назад



МУСУЛЬМАНЕ
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА
Период пророчества
ПЕРВЫЕ ЗАВОЕВАНИЯ
Абу Бакр (правил в 632–634) и войны с вероотступниками
Начало арабских завоеваний
ПЕРВЫЕ ХАЛИФЫ
Омар (правил в 634–644) и нововведения в управлении
Осман (правил в 644–656)
Али (правил в 656–661)
ДИНАСТИЯ ОМЕЙЯДОВ (661–750)
Муавия (правил в 661–680)
Язид (правил в 680–683)
Убийство Хусейна
Экспансия при Омейядах
Борьба с Византией
Завоевания в Средней Азии
Проникновение в Индию
Движение на Запад в Африке и сопротивление берберов
Экспансия в Европе
Духовное развитие халифата при Омейядах
Аббасидское движение
АББАСИДСКАЯ ИМПЕРИЯ (750–1258)
Религия при Аббасидах
Эллинистические влияния
Мамлюкская стража и упадок влияния и власти аббасидских халифов (836–892)
Приграничные и полунезависимые династии и распад халифата в середине 9 в
Восстановление власти Аббасидов
МУСУЛЬМАНСКИЙ МИР В 10 В
Антиаббасидское восстание в Северной Африке и Фатимидский халифат (909–1171)
Современники Фатимидов: Буиды в аббасидском Иране (945–1055)
Саманиды (875–999)
Омейядский халифат в Испании
ИСЛАМСКИЙ МИР В XI–XVIII ВВ
Политические события
Вторжения Газневидов в Индию
Падение Саманидов
Нашествие сельджуков и других тюркских племен
Султанат
Духовное развитие
Крестоносцы, Саладин и конец Фатимидского халифата
Западные мусульманские земли в 11–13 вв
Альморавиды
Альмохады
МОНГОЛЬСКИЕ НАШЕСТВИЯ
Монгольское нашествие
Монгольские нашествия после Чингисхана
Хулагу и Ильханская династия в Персии и Ираке
ИСЛАМ ПОСЛЕ МОНГОЛЬСКОГО НАШЕСТВИЯ
Обращение монголов в ислам
Мамлюки (1250–1517) и сопротивление монголам
Бейбарс
Рост религиозной нетерпимости
Тамерлан
Персидская культура при преемниках Тамерлана
Османы (ок. 1300–1924)
Османское господство
Османская экспансия 16 в
Иран: Сефевиды и Каджары
Шах Исмаил
Аббас (правил в 1587–1629) и его преемники
Арабский Запад в 13–17 вв
Закат империи Альмохадов
Пост-альмохадские государства в Магрибе
Ислам в Индии
Делийский султанат (1204–1526)
Династия Моголов (1526–1857)
Ислам в Юго-Восточной Азии
Ислам в Африке
ИСЛАМСКИЙ МИР И СОВРЕМЕННОСТЬ
Мусульмане в современном мире
Литература

Дополнительные опции

Популярные рубрики:

Страны мира Науки о Земле Гуманитарные науки История Культура и образование Медицина Наука и технология


Добавьте свои работы

Помогите таким же студентам, как и вы! Загрузите в Интернет свои работы, чтобы они стали доступны всем! Сделать это лучше через платформу BIBLIOTEKA.BY. Принимаем курсовые, дипломы, рефераты и много чего еще ;- )

Опубликовать работы →

Последнее обновление -
25/04/2024

Каждый день в нашу базу попадают всё новые и новые работы. Заходите к нам почаще - следите за новинками!

Мобильная версия

Можете пользоваться нашим научным поиском через мобильник или планшет прямо на лекциях и занятиях!