Китайско-американские отношения.
По мере ухудшения китайско-советских отношений китайские лидеры активизировали поиск путей к налаживанию связей с США. Полагая, что США представляют для Китая меньшую угрозу, чем «гегемонистский» Советский Союз, Мао Цзэдун и Чжоу Эньлай (см. ЧЖОУ ЭНЬЛАЙ)
пришли к выводу, что определенное сближение с США может сыграть роль противовеса для глобальной советской экспансии.
«Нормализация» оказалась, однако, не таким простым делом. Еще до образования Китайской Народной Республики недоверие между США и китайскими коммунистами росло из-за действий США по оказанию помощи возглавляемой Чан Кайши (см. ЧАН КАЙШИ)
партии Гоминьдан (см. ГОМИНЬДАН). Затем, в начале 1950-х годов, США и Китай оказали военную поддержку соответственно Республике Корея и Корейской Народно-Демократической Республике (КНДР) во время войны на Корейском п-ове. Следствием этой войны стал отказ правительства США от дипломатического признания КНДР, блокирование попыток КНР вступить в ООН и подписание в 1954 договора с гоминьдановским правительством на Тайване о взаимной совместной обороне. Существование американских военных баз и союзов, кольцом охватывающих Китай от Японии, Южной Кореи, Окинавы, островов Гуам и Тайвань на востоке до Филиппин и Таиланда на юге, подкрепляло взгляд Китая на США как на главного врага КНР. Эта точка зрения еще более укрепилась после начала военных действий США во Вьетнаме.
После вооруженных пограничных конфликтов между Китаем и СССР в 1969 американские и китайские лидеры предприняли первые осторожные шаги навстречу друг другу. Патрулирование Тайваньского пролива кораблями военно-морских сил США в 1969 было снято, а еще через два года США прекратили противодействие вступлению КНР в ООН. В 1971 на соревнования в Китай была приглашена американская команда по настольному теннису. С тех пор наступила эра т.н. «пинг-понговой дипломатии», а в дальнейшем нормализации китайско-американских отношений.
Самым серьезным препятствием на этом пути стала проблема Тайваня. США были связаны обязательствами по поддержке гоминьдановского правительства на Тайване. Когда в феврале 1972 президент Р.Никсон нанес визит в Китай, он подписал т.н. Шанхайское коммюнике, в котором отмечалось, что Тайвань является частью Китая и что проблема Тайваня должна решаться самими китайцами мирным путем. Хотя нормальные дипломатические отношения еще не были установлены, США и КНР в 1973 обменялись дипломатическими миссиями высокого ранга ( «миссии связи»). Стремительно увеличился объем китайско-американской торговли, активизировался взаимный культурный обмен. Наконец, в 1979 президент США Дж.Картер объявил о формальном дипломатическом признании КНР, прекратил дипломатические отношения с гоминьдановским правительством и заявил о намерении приостановить действие американо-тайваньского (гоминьдановского) договора о взаимной обороне. В ответ китайское правительство в Пекине согласилось не препятствовать развитию неформальных торговых и культурных связей между США и Тайванем, а также ограниченной продаже вооружений Тайваню.
В 1980-е годы американо-китайские отношения были весьма тесными, поскольку Китай одобрял политику США в Афганистане. Широкие протесты общественности против жестокого подавления восстания в Тибете и кровавой расправы над студенческой демонстрацией на площади Тяньаньмэнь в Пекине (1989) послужили причиной дискуссий, развернувшихся в начале 1990-х годов в США, по вопросам отношений с Китаем, однако, это не привело к ослаблению экономических и культурных связей двух стран.
назад
дальше
|