Students.by - это живая энциклопедия белорусского студента (статьи, книги, мультимедиа). Еще мы предлагаем поиск по лучшим полнотекстовым научным хранилищам Беларуси!
|
Кино. Самым значительным из всех видов художественного творчества в Китае после «культурной революции» было игровое кино. Помимо художественных школ, в 1977 вновь открылся Пекинский киноинститут, и в 1982 в нем состоялся первый выпуск т.н. «пятого поколения китайских кинематографистов». Будучи студентами киноинститута, будущие режиссеры «пятого поколения» решили посвятить себя делу освобождения страны от «отсталого», дешевого и бесчестного кино. Возвращение Китая в мир киноискусства ознаменовал выход на экраны фильма Желтая земля (1984), в создании которого слились воедино талант режиссера Чэнь Кайгэ и мастерство кинооператора Чжан Имоу. Последний дебютировал в качестве режиссера в 1987 в фильме Красный гаолян, который завоевал главный приз Берлинского кинофестиваля и был официально выдвинут на соискание премии «Оскар» в 1988. Кинофильм Чжана Имоу Цзюй Доу (1990) был первым китайским фильмом, представленным номинации «Оскар». Однако управление пропаганды ЦК КПК дважды предпринимало попытки убрать его из соискателей премии и наказало ответственных за выдвижение фильма. В связи с отрицательным отношением со стороны официальных властей международное сообщество приняло решение финансировать новые фильмы Чэня Кайгэ, Чжана Имоу и их коллег, в особенности Тянь Чжуанчжуана. В число заслуживающих внимания фильмов, которые финансировались японскими и европейскими продюсерами, а выпуск часто осуществлялся в Гонконге и на Тайване, входит фильм Чжана Имоу Поднимите красный фонарь (1992), в котором показана жизнь наложниц в дореволюционном Китае. В 1993 вышел другой его фильм, История Цю Цзюй, в котором главная героиня Цю Цзюй, «хорошая жена», сравнивается с развратной Цзюй Доу. Обе роли исполняет одна и та же актриса Гун Ли, ставшая первой китайской кинозвездой, получившей международное признание.В 1990-е годы все три ведущих кинорежиссера Чэнь Кайгэ, Чжан Имоу и Тянь Чжуанчжуан создали эпохальные кинофильмы, напрямую связанные с событиями времен «культурной революции». Все эти фильмы получили признание за пределами страны, хотя, как правило, в самом Китае они не демонстрировались.Фильм Чэня Кайгэ Прощай, моя наложница (1993) на Каннском кинофестивале разделил с другим фильмом главную премию фестиваля «Золотую пальмовую ветвь», что явилось высшей наградой, которая когда-либо присуждалась китайскому фильму. Этот фильм также попал в номинацию на получение премии Академии кинематографии и получил приз «Золотой глобус» как лучший иностранный фильм. Фильм охватывает 66 лет китайской истории, с 1911 и до завершения «культурной революции» и освобождения политических заключенных в 1977. В фильме изображена история жизни двух выдающихся артистов Пекинской оперы и жены одного из них (ее вновь играла Гун Ли). В качестве главных разрушителей многовековой культурной традиции в фильме выведены хунвэйбины.Таким же непреклонным в изображении последствий «культурной революции» был фильм режиссера Тяня Чжуанчжуана Голубой воздушный змей (1993), в котором автор показал губительное влияние «большого скачка» и «культурной революции» на среднюю китайскую семью. Фильм Жить режиссера Чжан Имоу, показанный на кинофестивалях в Каннах и Нью-Йорке (1994), дает оценку «культурной революции».В работах более молодых кинематографистов, принадлежащих к «шестому поколению», все мучительные перипетии времен «культурной революции» и даже расправа со студентами на площади Тяньаньмэнь упоминаются вскользь либо игнорируются. Все более поздние китайские фильмы так или иначе развивают тему экономического благополучия, к которому стремятся их герои. Это в основном фильмы комедийного жанра, например кинофильм Хуан Цзяньсиня Встать! Не унижаться! (1992), в котором изображена повседневная жизнь бурлящего Гуанчжоу. |
|